Омская военная авиационная школа пилотов

 
Омская военная авиационная школа пилотов

 

 

В годы Великой Отечественной войны Омск стал одним из центров подготовки кадров для бомбардировочной авиации. Летчиков – бомбардировщиков готовили в стенах Омской военной авиационной школы пилотов.

Школа была сформирована 1 мая 1940 года на базе 52-й штурмовой авиационной бригады, дислоцируемой в Омске.

Начальником школы был назначен полковник Пристром Евгений Степанович, военным комиссаром – бригадный комиссар Кобякин Иван Дмитриевич, начальником штаба – полковник Лонской Александр Павлович. Первоначально она получила наименование «Омская школа пилотов».

 

Общее количество личного состава:

  1. Начальствующий состав – 280 человек;
  2. Младший начальствующий состав – 157 человек;
  3. Рядовой состав – 166 человек;
  4. Курсантов – 830 человек.

ИТОГО: 1433 человека.

 

Основой для формирования являлись:

а) по переменному составу: аэроклубы Омской области и Красноярского края;

б) по укомплектованию школы стрелков – радистов: части 53-го стрелкового корпуса, управление которого находилось в Омске;

в) по постоянному составу: 1-я Чкаловская, Сталинградская, Вольская, Иркутская и Ленинградская школы.

Учебный курс школы состоял из 2-х эскадрилий летчиков, одной запасной роты, группы стрелков – радистов. Каждая эскадрилья включала по 2 отряда:

 - первый – на бомбардировщиках СБ; - второй – на разведчиках Р-5.

 

После освоения Р-5 курсанты переводились в первый отряд для учебы на СБ. Запасная рота обеспечивала эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку. 17 мая 1940 года авиашколе было присвоено наименование – Омская военная авиационная школа пилотов.

Возраст поступающих был от 16 до 25 лет. Обучение в школе изначально было рассчитано на 11 месяцев. Курсанты изучали конструкцию самолета, мотор, теорию полетов, осваивали штурманскую подготовку и другие учебные дисциплины, предусмотренные планом подготовки.

Курсанты, успешно сдавшие зачеты по теоретическому курсу, приступали к учебным полетам на самолете У-2. Освоив пилотирование простой авиационной техники, курсанты переходили к освоению более сложной – скоростного бомбардировщика СБ.

 

 

28 февраля 1941 года состоялся 1-й выпуск школы. К июню 1941 года школа выпустила несколько десятков специалистов для нужд ВВС. Многие из них погибли.

 

 

 

 

Начавшаяся война внесла коррективы в учебные планы. С приближением фронта к Москве Омская военная авиационная школа пилотов перешла на ускоренную шестимесячную программу подготовки летчиков бомбардировочной авиации.

 

Из приказа Народного Комиссара Обороны СССР
 
«Об установлении системы подготовки и
порядка комплектования ВУЗов Военно-Воздушных Сил
и улучшении качества подготовки летного и технического состава»
№080 3 марта 1941 г.
Во исполнении постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 25 февраля 1941 г.:
  1. Установить следующую систему подготовки летного и технического состава ВВС Красной Армии;
  2. Школа военных пилотов. Срок обучения: в мирное время – 9 месяцев, в военное время – 6 месяцев.
Задача школы научить курсанта – пилота: пилотированию и применению боевого самолета днем в простых метеорологических условиях; групповым полетам в составе звена и дать практику в маршрутных полетах, с посадкой на незнакомых аэродромах, для чего включить в программу 10 таких полетов.
В бомбардировочных школах научить пикированию на самолетах УСБ и СБ до углов 400.
Установить в школах военных пилотов общий налет на курсанта на учебном и боевом самолетах:
а) для бомбардировщиков – 20 часов, из них: контрольно – вывозных – 8 часов; самостоятельных – 12 часов;
б) в соответствии с настоящим приказом внести изменения и дополнения в курсы учебно-летной подготовки школ.
Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза С. Тимошенко
 

Этим приказом была определена последующая деятельность школы.

Летом и осенью 1941 года в Омск эвакуировались авиационные школы из Борисова, Коростеня, Роганьска и Таганрогская школа им. В.П. Чкалова. Были созданы полевые филиалы школы в Калачево, Герасимовке, Марьяновке, Густафьево.

Курсантов селили в огромных – по 250 квадратных метров – землянках. Несмотря на трудности, занятия не прекращались ни на день. Уже в сентябре на фронт  были отправлены 310 пилотов, в октябре – 252.

Для освоения нового бомбардировщика Пе-2 были задействованы 12 полевых аэродромов, многие из которых были построены в спешном порядке.

Вскоре была поставлена новая задача: переучивать летчиков боевых полков на пилотирование новейшего бомбардировщика ТУ-2. Проектирование этого самолета завершилось прямо на территории школы, где находился один из рабочих кабинетов знаменитого конструктора А.Н. Туполева.

 

Бомбардировщик ТУ-2 выпускался в 1941-1942 г.г. в Омске на заводе №166. Лучшие пилоты – инструктора школы стали испытателями этого самолета. Среди них – А.Д. Перелет, в послевоенные годы удостоен звания Героя Советского Союза.

 

Из воспоминаний бывшего пилота – инструктора школы
 Петра Лаврентьевича Трушина
 
«Фронту нужны были летчики, поэтому в школе не считались со временем и санитарными нормами. Летали по две смены. Зимой и летом – на открытом воздухе. Кабины самолетов не были закрыты, и от ледяного ветра летчик был защищен лишь плексиглазовым козырьком. В случае отработки моторесурсов двигателей их смена производилась экипажем после полета, ночью. А наутро – снова в воздух. Особенно сложными были ночные вылеты. Оснащение ночного старта было очень скудное, примитивное. Чтобы экипаж правильно держал направление при взлете и пробеге, вдоль полосы выставлялись фонари «Летучая мышь». А ориентиром при заходе на посадку служили жаровни, на которых разжигалась смесь бензина и масла. Радиосвязи между командным пунктом и экипажем в зоне полетов не было. Общались жестами, условными сигналами. Например, покачивание крыльями означало "Иду на посадку"»
 

В 1941 году на базе школы были сформированы 4 авиационных полка (АП):

     671-й – бомбардировочный АП;

     677-й – легкобомбардировочный АП;

     680-й – ночной легкобомбардировочный АП;

     683-й – скоростной ближнебомбардировочный АП.

 

На формирование этих полков было выделено 334 человека летно-технического состава штата школы.

Также 12 экипажей самолета Р-5 4-х авиационных полков прошли в школе переобучение на самолет СБ.

С 1942 года школа готовит пилотов для бомбардировщика Пе-2. Проходили переучевание 12-й, 13-й, 132-й бомбардировочные авиационные полки, обеспечен оперативный перелет на запад 720 самолетов.

Летом 1942 года Коростеньская школа вела переподготовку летного состава штабов фронтов, армий, школ, округов. Всего за 1942 год школа выпустила 720 пилотов для бомбардировщиков.

За вторую половину 1941-го и весь 1942 год на фронт отправились больше половины летчиков, окончивших учебное заведение в военное время. Большинство из них в звании сержанта.

В конце 1943 года из Омской военной авиационной школы пилотов убыли на фронт 267 летчиков, подготовленных к полетам на самолете СБ и 209 – на Пе-2.

К концу 1944 года школа выпустила 354 летчика для данных типов самолетов.

В течение 1943 – 1945 г.г. для приобретения боевого опыта офицеры школы, в основном из числа летного состава и преподавателей учебно-летного отдела (УЛО), направлялись в действующую армию. 

Преподаватель воздушной стрельбы УЛО младший лейтенант И.И. Ходорко участвовал в боях в качестве штурмана самолета и звена бомбардировщиков Пе-2 854-го бомбардировочного полка. Произвел 25 боевых вылетов и отличился в выполнении боевых заданий. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I степени.

 

Некоторые авиаторы не возвращались из боя. Среди них Григорий Шишов. Мужественный летчик, получив ранение, сумел долететь до своего аэродрома, совершил посадку и умер уже на земле, после остановки самолета. Посмертно награжден орденом Красного Знамени.

При формировании курсантских и маршевых полков Омской военной авиационной школы на фронт ушли многие инструкторы Роганьской школы пилотов.

Среди них, удостоенные звания Героя Советского Союза – старший лейтенант Г.Т. Красота,  гвардии старший лейтенант О.В. Моисеев.

                  

 

Аэродром школы использовался как трассовый, через который только в 1943 году прошло 1200 самолетов из США на фронт.

В действующую армию направлялись и летчики – инструкторы школы (Герой Советского Союза Стариков Анатолий Константинович, летчик – инструктор школы в 1941 – 1943 г.г.).

 

В годы войны при Омской военной авиационной школе пилотов работала 52-я окружная школа младших авиационных специалистов. В 1944 году ее окончил будущий заслуженный летчик – испытатель СССР Герой Советского Союза Иван Егорович Давыдов.

 

За годы Великой Отечественной войны школа подготовила 3111 военных летчиков для бомбардировочной авиации.

 

 

 

 

Подготовка кадров Омской военной авиационной школы пилотов.
 

35 выпускников военных лет за подвиги на фронтах Великой Отечественной войны были удостоены звания Героя Советского Союза.

3 выпускника школы повторили подвиг Николая Гастелло:

  • лейтенант Петр Сергеевич Скатов. Выпускник 1941 года. Совершил подвиг 17 сентября 1941 года.
  • гвардии старший лейтенант Гатауллин Анвар Анварович. Выпускник 1942 года. Совершил подвиг 10 ноября 1944 года. Остался жив. Герой Советского Союза.
  • гвардии старший лейтенант Аксенов Константин Филиппович. Выпускник 1941 года. Совершил подвиг 26 марта 1945 года. Остался жив. Герой Советского Союза.

 

При Омской военной авиационной школе пилотов работал Дом Красной Армии (ДКА). За годы войны этим ДКА было продемонстрировано кинокартин и обслужено: для офицерского состава 707 – 247779 чел., для рядового состава – 501 – 222068 чел., для семей военнослужащих – 663 – 150022 чел.

(Музей истории Омской военной авиационной школы пилотов.   
 1940-1945 г.г. инв.№448, 1945, с.46.)   

 

Широко использовались в наглядной агитации военно-исторические и фронтовые материалы.

Темами наглядной агитации были: «Героические подвиги сталинградцев», «Герои Отечественной войны», «Женщины в Отечественной войне», «Сибиряки на фронте» и др.

В ДКА имелись Доски отличников боевой и политической подготовки, Доски летчиков – отличников выпускников школы и выпускников, проявивших на фронте отвагу и героизм.

(ЦАМО Ф.32. Оп.11302. Д.98. л.399)   
 
 

В ДКА организовывались выставки – витрины, посвященные героической борьбе Красной Армии с фашистами, героям Великой Отечественной войны.

В ДКА в целях более эффективной работы по передаче фронтового опыта и изучению материалов о боевых действиях всех родов войск в Отечественной войне и особенно бомбардировочной авиации, с мая 1942 года была организована рабочая комната командира. Основным ее назначением являлась пропаганда опыта действия бомбардировочной авиации. Для этого материалы, подбираемые специально из газет «Сталинский сокол», «Красная Звезда», журнала «Вестник Воздушного флота», оформлялись в специальных альбомах. Так же оформлялись материалы и по общевойсковым вопросам. В комнате имелись: стратегические схемы действия бомбардировочной авиации, уставы и наставления РККА, силуэты иностранных самолетов, схемы организации вооруженных сил Германии, Японии, Турции. Командиры имели возможность воспользоваться находящимися в рабочей комнате библиотечкой с новинками военно-исторической литературы, картотекой из газетного и журнального материала из опыта Великой Отечественной войны. Это давало возможность быть в курсе всего нового, найти ответы на интересующие вопросы и подготовиться к занятиям.

В комнате также были оборудованы фотовитрины «Русские прусских всегда бивали», «Великие русские полководцы», «Хозяева неба», которые призывали к бесстрашию и уверенности в бою.

В комнате часто проходили беседы читателей с фронтовиками и летчиками пролетающих частей, в ходе которых последние делились своим боевым опытом.

За годы войны комнату посетило около 72 тыс. человек.   
ЦАМО РФ ф.32. Оп.11302. д.98. л.359.   
 
В 1942 - 1945 гг. училищем командовали полковники: Чумак Федор Савельевич, Ошурков Леонид Яковлевич, Куриленко Иван Григорьевич.
 
 

 

Как отмечалось ранее, в первые дни Великой Отечественной войны началась оперативная эвакуация действующих авиационных школ и училищ. В Омскую военную авиационную школу вошли четыре эвакуированных школы: Таганрогская, Борисовская, Коростеньская и Роганьская.

Из воспоминаний ветерана училища подполковника в отставке   
 Василия Андриановича Ватулина   

 

«Погрузившись в товарняки, ехали на восток курсанты, летчики - инструкторы, везя с собой авиамоторы и другое имущество. Путь был неблизкий – Таганрог – Баку – переправа через Каспий и Красноводск, затем снова по железной дороге – в Сибирь»

За счет прибывших школ по приказу командующего ВВС СибВО от 14.08.1941 года школа перешла на штат семиэскадрильного состава. Возникли проблемы с размещением личного состава и техники прибывающих подразделений, налаживанием учебного процесса. Были задействованы все имеющиеся возможности: часть курсантов разместили в уже готовых летних лагерях, для других оборудовали новые площадки: строили землянки, новые лагеря. Одним из первых был построен лагерь в Калачево.

 

Эвакуированные школы самостоятельно просуществовали недолго. К лету 1942 года по решению НКО СССР они были переформированы в учебные полки Омской военной авиационной школы пилотов. Материалов по этим школам очень мало. Нам помог сайт «Осколки прошлого. Омская военная авиационная школа пилотов».

 
Таганрогская военная авиационная школа пилотов имени В.П. Чкалова

 

Основана в 1937 году и получила свое название на основании указа Президиума Верховного совета СССР от 7 февраля 1939 года и приказа НКО №34 от 13 февраля 1939 года.

 

Начальник училища – полковник Куриленко Иван Григорьевич.

1943-1944 гг. – командир 241-й бомбардировочной авиационной дивизии.

С 15.10.1944 и до конца войны – начальник Омской военной авиационной школы пилотов. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Кутузова II степени, Александра Невского.

 

В Омск была передислоцирована летом 1941 года. Это была одна из крупнейших школ Красной Армии. Существование в одном гарнизоне двух крупных школ, Таганрогской и Омской, со своими управляющими и обеспечивающими структурами, занимало много людей и зданий.

 

По решению Военного Совета СибВО школу в полном составе разместили в Марьяновке, приказано было строить зимний лагерь и городок своими силами. Обоснованием такого решения было то, что здесь уже существовал аэродром, что являлось большим преимуществом. Прибывших в Марьяновку, разместили в школе. В строительство включились все. Вскоре появились здание штаба, столовая, барак. Летчикам - инструкторам для жилья выделили землянку с нарами и печью.

 

В ноябре 1941 года на базе школы был сформирован 667-й ночной бомбардировочный полк (в дальнейшем – 667-й штурмовой авиационный полк, 144-й гвардейский штурмовой Сандомирский Краснознаменный, ордена Кутузова III степени авиационный полк). Первоначально полк имел на вооружении самолет Р-5, в дальнейшем – ИЛ-2. Прошел боевой путь от Волхова до Берлина и Праги (см. экспозицию «Омские формирования»).

 

 

 

 

В составе полка воевали, прибывшие из Таганрога в Омск, капитан Лопатин Борис Васильевич и гвардии майор Компаниец Алексей Петрович, ставшие Героями Советского Союза.

 

 

 

Первоначальные навыки по управлению самолетом курсанты нарабатывали на одномоторных двухместных самолетах Р-5. После, обучение продолжалось на самолетах СБ и ПЕ-2.

 

Из воспоминаний Ватулина Василия Андреевича. Подполковник в отставке.
 В те годы – сержант.

 

«Как содержались самолеты? Под открытым небом, ангаров не было. Легкие самолеты крепили на стоянке к земле, чтобы их не поломала непогода. Раз, помню, ветром сорвало Р-5 и потащило… Пришлось нам назад его откатывать».

В программе обучения 30-часовой налет, из них половина часов без инструктора. Потом переводились в учебный полк Омской авиашколы пилотов, где продолжались тренировочные полеты, затем – на фронт.

Из воспоминаний летчика-испытателя
Героя Советского Союза Ведерникова Ивана Корнеевича

 

1943 год. 27 октября. Прибыл в Марьяновку, где нахожусь и сегодня, во 2-й эскадрилье, командир майор Белов. Изучаем матчасть самолета ПЕ-2 и мотор М-105. Зима уже началась. Выпал снег. Мело. В общем ПЕ-2 не летают, не годится аэродром. Укатывать снег нечем… Хоть бы скорее полеты! Нет той минуты, когда бы я не мечтал о полетах и о конце учебы в ОВШЛ.

1944 год. 10 января. На сегодняшний день нахожусь в с. Марьяновка. 28.12.43. Я окончил УСБ. 29.12 первый раз летал на самолете ПЕ-2 – конечный пункт моего школьного маршрута. Но опять преграда: окончил я круг, в зону ходить не на чем, то есть аэродром для полетов на колесах не пригоден, а на лыжах летать в зону дело темное. Житуха неважная. Погода сибирская, а обмундирование лётное неважное. В общем тяжеловато приходится…

21 выпускник школы стал Героем Советского Союза, четверо из них – Голубничий Иван Поликарпович, Коркоценко Дмитрий Игнатьевич, Борисов Петр Сергеевич, Еремин Иван Андреевич выпускались в 1942 году в Омске.

 

 

 

 

В 1996 году выпускнику школы, а затем – летчику-инструктору, эвакуированному вместе со школой в Омск, командиру эскадрильи 69-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитану Шикунову Федору Ивановичу присвоено звание Героя России.

 

 

Выпускники школы, Миронов Александр Ильич, Стариков Николай Константинович, Сибиркин Петр Андреевич, в последующем ставшие Героями Советского Союза, служили в Омской школе пилотов.

 

Учился в Омске в Таганрогской школе и Герой Советского Союза Шумаков Георгий Евгеньевич, переведенный в 1942 году в Томское военное артиллерийское училище (см. экспозицию «Герои Советского Союза»).

 

Борисовская военная авиационная школа пилотов

 

Сформирована в августе 1940 года в г. Борисов (Белоруссия). В Омск прибыла 8 июля 1941 года.

Из воспоминаний Пшенко Владимира Арсентьевича

«2 июня 1941 года я был зачислен в Борисовскую авиационную школу пилотов. Через 20 дней началась Великая Отечественная война. Мы были в лагере, пошли отдыхать на речку, воскресенье. В 8 часов утра прилетел ПО-2, стал кружиться над аэродромом, стрелять ракетами. Потом сирена загудела, побежали бегом. Батальонный комиссар училища, две шпалы. Стоит, плачет. Говорит: «Началась война». Рассказал все, что произошло в это утро. Мы, конечно, еще ничему не научились, но были курсанты, которые летали на СБ и Р-5, разные группы были. Тут же нас стали учить, как стрелять из пулемета, ручного и станкового, на случай если будут нападать на аэродром. А потом нас послали возить бомбы со склада. Подвешивали их на самолеты Р-5 и СБ. Склады на окраине города Борисов… На седьмой день команда: «Вечером построиться, сейчас ужинаем. Ничего не брать. Ваши вещи привезут. С собой взять только противогаз». Лагерь был в Крупке, небольшом районном центре. Мы пошли пешком через Могилев. И пришли на аэродром Алсуфьево, шли три дня. Идем ночью. Днем лежим. Потому что нельзя было показываться на открытом месте. Самолеты летали низко и обстреливали.

Нам сказали, что в Сибирь. Инструктора на оставшихся Р-5 и СБ улетели. А те самолеты, которые остались, мы подожгли. Когда пришли на аэродром Алсуфьево, сели ужинать. Подошел поезд – товарняк. Эвакуировали скот. Подогнали наш: «Садитесь в эти вагоны». Спрашиваем нашего командира Сенкевича: «Куда нас везут». Он говорит: «В Сибирь»… Привезли нас в Омск, в Омскую авиационную школу пилотов. Стали летать на Р-5. Закончил в декабре месяце… »

А. Драбкин. Интернет – проект «Я помню»

2 выпускника Борисовской авиашколы пилотов, закончившие школу в 1942 году в Омске стали Героями Советского Союза – лейтенант Акимов Михаил Ильич и старший лейтенант Демидов Василий Александрович (см. экспозицию «Герои Советского Союза»).

 

Коростеньская военная авиационная школа пилотов

 

Сформирована в апреле 1940 года в городе Коростень (Житомирская область, Украина) на базе 41-й отдельной авиационной эскадрильи. Школа осуществляла подготовку пилотов на самолетах СБ. Начальником школы был майор Ф.С. Самойлов.

 

В Омск школа была эвакуирована в августе 1941 года. Первоначально она располагалась на аэродромах Омской школы пилотов.

 

Затем была переведена в Ново-Любино (ныне – р.п. Любинский), где до весны строился аэродром. На базе школы вскоре был сформирован учебный полк – филиал Омской военной авиационной школы.

 

Постоянный состав гарнизона размещался на квартирах в поселке, переменный состав находился в двух землянках, построенных силами школы, как и землянка – столовая. Здесь же располагались все административные и хозяйственные постройки, службы полка и командование.

Самолетов базировалось всего около 50.

Из полетных документов курсанта
Скибо Григория Пантелеевича

«Площадь ровная с травяным покровом. Грунт твердый, дороги, проходимые через аэродром, не являются препятствием. Подходы хорошие. Затруднено с южной и юго-восточной стороны».

Курсанты летали круглый год на самолетах Р-5, СБ, ПЕ-2.

В составе полка было 3 эскадрильи:

- 1-я – учебная, на двухместных самолетах СБ и Р-5;

- 2-я – на самолетах СБ;

- 3-я – на самолетах ПЕ-2.

Из дневника Ведерникова Ивана Корнеевича,
Героя Советского Союза

 

 «1943 год 25 января.

Живу в Любинском гарнизоне – это в 40 километрах от Омска на северо-запад. Живем так же в землянке, которую сами же выстроили…

25 августа. Живу по-прежнему в этом же гарнизоне Любино. Со дня на день ожидаем горючее, чтобы начать полеты на СБ. Р-5 я окончил еще раз в июне месяце…

19 и 20 августа сгружали из баржи дрова для школы. Так, как в эти дни, я ни разу в жизни не выбился из сил…

10 ноября. Наконец я окончил практику на самолете СБ. 19 октября сдал зачет, а 27 – пешком прибыл в Марьяновку…».

«Летом 1942 года Коростеньская авиационная школа вела переподготовку лётного состава штабов фронтов, армий, школ, округов, в том числе и СибВО. Всего за 1942 год школа выпустила 720 пилотов для бомбардировочной авиации, из них на самолеты СБ-520 чел., и 200 - на ПЕ-2»

(История Омской военной авиационной школы пилотов. 1939-1940 гг. С. 22)

В составе школы был опытный инструктор Филимонов Виктор Николаевич. Неоднократно ему приходилось перегонять самолеты для училища по дальним маршрутам. Зимой 1942 года, перегоняя самолет Пе-2 из Иркутска в Омск, на его самолете остановились двигатели над Красноярском. Самолет рухнул на безлюдный в тот момент городской рынок. Летчик вместе со штурманом Андриановым остались живы, хотя и сильно побились.

 

После войны служил командиром авиаэскадрильи, помощником командира по летной подготовке, заместителем командира учебного авиаполка в Омском военном авиационном училище  летчиков.

 

С декабря 1966 по декабрь 1970 года – начальник Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков.

 

В 2010 году на Любинском кладбище был установлен памятник 11 погибшим курсантам.

 

Коростеньскую школу пилотов в Омске окончил Герой Советского Союза старший лейтенант Савенков Николай Константинович (см. экспозицию «Герои Советского Союза»).

 

 

 

Роганьская военная авиационная школа пилотов

 

Создана в апреле 1940 года в г. Волчанске (Свердловская область) на базе 3-го отдельного отряда Волчанской окружной авиационной школы пилотов. В октябре 1940 года она была перебазирована в Харьков и получила наименование Харьковской школы. В конце октября 1940 года школа была передислоцирована в пос. Рогань (пригород Харькова) и переименована в Роганьскую военную авиационную школу пилотов.

 

В период с 12 июня по 30 августа 1941 года школа находилась в г. Красноград Харьковской области. Отсюда в сентябре 1941 года школа была передислоцирована в Омск, начальником школы был майор А.Н. Малиновский.

 

Ввиду неоднократных передислокаций школы в некоторых источниках ошибочно указывается, что в Омск были эвакуированы 2-я Харьковская, Красноградская авиационные школы пилотов.

 

Историю пребывания Роганьской школы в Омске помогаем воспроизвести дневник Ведерникова Ивана Корнеевича.

 

В 1940 году в составе десятиклассников школы №2 г. Рубежное (Луганская область) был зачислен в Лисичанский аэроклуб.

«О том, что началась война, узнали, когда возвращались на пригородном поезде с аэродрома домой. Сразу же через аэроклуб подали заявления в военкомат. Зачислили в Роганьскую школу пилотов. Туда приехали в июле месяце, а в сентябре уже эвакуировались в Омск.

Начались долгие, томительные из-за горячего стремления скорей начать воевать, месяцы учебы, растянувшиеся до 1944 года».

«Я мог окончить школу в октябре 1941 года. А получилось так. Перед тем как летать на самолете СБ – скоростном бомбардировщике – ударил мороз, масло замерзло и мы не смогли начать летать. Пока научились, как его разогревать, пришел приказ – все самолеты, пригодные для боевых действий отправить на фронт. Всё. У нас даже забрали шинели на фронт, а нам выдали куртки. А мы продолжали заниматься теорией, через день ходили в караул, строили землянки. И учились, учились… ».

«22 сентября 1941 года. 7 дней уже прошло, как мы приехали в город Омск и находимся в лагере. Живем в палатках.

Город Омск очень большой, но я видел только его окраины. 19 сентября был на реке Иртыш – я помыл свою гимнастерку и пр. Река сама – вроде Волги, только с абсолютно голыми берегами. Вода мутноватая. Судоходная.

Живем в лагере Черемушки. Южнее Омска на 13 км.

26 сентября. Я вылетел самостоятельно на самолете Р-5.

25 октября я окончил программу летной практики на самолете Р-5. За отличное окончание получил благодарность от командира отряда. Живем в палатках. Если печку топить, то в палатках тепло. Заниматься теорией очень холодно. На лекциях мы делаем перерыв, чтобы постукать ногами, попрыгать – погреться.

17 ноября. Нахожусь в Омске – Кировске на зимних квартирах…».

«15 июня 1942 года. Живем в лагерях с 31 мая. Лагерь Густафьево расположен восточнее Омска километрах в тридцати. Аэродром очень большой, окружен березовыми колками, в одном из которых помещается наш лагерь. Лагерь мы хорошо почистили и комаров теперь гораздо меньше. Устроились очень хорошо. Имеем хорошо оборудованную спортплощадку, ленинскую комнату, открытый театр, умывальник, душ, хорошую столовую, ветряную водокачку. В общем все хорошо, плохо только, что нет полетов на Р-5 – нет горючего…

2 сентября. Живем в лагере Калачево в 5-й эскадрильи. Сюда мы были переведены 24 августа. 4 авиаэскадрильи расформированы. Славно мы пожили в лагере Густафьево. В последнее время там мы частично занимались теорией, а по воскресеньям работали в колхозах…».

 

 

 

В последующем в Омской школе пилотов инструкторами служили многие офицеры Роганьской школы, среди них полковники Панкратьев Дмитрий Николаевич, Челышов Валентин Алексеевич, в послевоенные годы преподаватели Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков.

 

 

 

 




 

Лейтенант
Чуловский Евстафий Николаевич

 

В небольшом польском городке Вышогроде в Мазоветском воеводстве, недалеко от музея Вислы, находится необычный стеклянный павильон.

 

Здесь находятся фрагменты самолета, пулемет,  неизрасходованные патроны к нему, сломанная винтовка, поврежденная рация. А перед стеклом, на небольшом стенде ‑ фотографии экипажа.

 

Один из них ‑ Евстафий Чуловский. Корпус самолета ПЕ-2 и останки экипажа, состоящего из трех человек были подняты из обмелевшей реки Бзуры в августе 2015 года.

 

В ходе поисков был установлен экипаж самолета, который принадлежал 72-му отдельному дальноразведывательному полку 16-й воздушной армии. Это летчик Евстафий Николаевич Чуловский из Омска, штурман лейтенант Иван Ильич Животовский с Украины, стрелок-радист старший сержант Яков Константинович Полькин из Башкирии. Самолет был сбит в январе 1945 года.

 

Чуловский Е.Н. родился в 1922 году в Омске, учился в средней школе № 19. Ещё учась в школе, посещал парашютную секцию ДОСААФ.

 

В 1940 году сдал зачёты в Омском областном аэроклубе и направлен в Омскую военную авиационную школу пилотов.

 

По окончании школы был направлен на Дальний Восток. На фронт попал в 1944 году. Его экипаж принимал участие в Висло-Одерской операции, освобождении Варшавы.

 

18 января 1945 года, выполняя разведывательный полет, был сбит. Долгие годы экипаж разведывательного самолета ПЕ-2 считался пропавшим без вести.

 

(по материалам газеты «Вечерний Омск», 07.11. 2019 год)   
 

 

 

 

25 октября 2016 года в Варшаве под звуки гимна Российской Федерации члены экипажа бомбардировщика Пе-2 (летчик Евстафий Николаевич Чуловский из Омска, штурман лейтенант Иван Ильич Животовский с Украины и стрелок- радист старший сержант Яков Константинович Полькин из Башкирии), сбитого 18 января 1945 года над Вышогродом, были похоронены с боевыми почестями  на военно-мемориальном кладбище.