817-й отдельный автотранспортный ордена Красной Звезды батальон

 
817-й отдельный автотранспортный ордена Красной Звезды батальон
 

Данное воинское формирование впервые представляется в нашем музее. Ранее такое омское формирование в документальных источниках нигде не значилось. Мы нашли его и восстановили боевой путь. Теперь он, как и ряд других формирований, установленных нами и размещенных в виртуальном музее «Сибирь.Победа.Ру», займет достойное место в военной истории Омской области.

 

817-й отдельный автотранспортный батальон формировался в Омской области. На это нас натолкнули ряд источников. Изучая истории «Бессмертного полка», мы увидели биографию лейтенанта Ляховко Александра Кирилловича (призван Большереченским РВК). Пишет его дочь Мартынова Тамара Александровна: «В октябре 1941 года он был отправлен на фронт командиром автовзвода 817-го автобата, который был сформирован в Омске…»

 

О том, что батальон был сформирован в Омске, говорят и документы ефрейтора Литвинова Артема Алексеевича, хранящиеся в Музейном комплексе воинской славы омичей. По документам,  находящимся на сайтах общедоступной базы данных: «Подвиг народа» и «Память народа» нам удалось восстановить  историю и боевой путь 817-го отдельного автотранспортного батальона.

 

Батальон формировался осенью 1941 года. 817-й номер ему был присвоен в декабре 1941 года, это было 2-е формирование 817-го отдельного автотранспортного батальона (817-й ОАТБ).

К сожалению, на сегодняшний день мы не смогли найти имена офицеров из числа командного состава, формировавших батальон. 

Батальон состоял из 3-х автотранспортных рот и ряда подразделений обеспечения. Всего личного состава по штату ‑ 301 человек, автомашин ‑ 156.

 

Источником пополнения автомобильного парка являлась мобилизация автомобилей из хозяйств Омской и соседних областей. Основу их составляли автомобили выпуска 1933-1938 годов.

 

На  должности шоферов призывались военнообязанные среднего возраста, 30-35 лет, имеющих опыт работы водителем из Омской, Новосибирской областей, Алтайского края, Урала, Северного Казахстана.

 

В начале декабря батальон был включен в состав 24-й армии второго формирования, которая вошла в состав войск Московской зоны обороны. 5 января 1942 года управление армии было переформировано в резервное управление, и с 12 февраля армия входила в непосредственное подчинение Ставки ВГК, штаб в Туле. Здесь батальон доукомплектовывался, получал недостающую технику, инструменты, вооружение.

 

С апреля 1942 года батальон доставлял различные грузы для действующих частей Московской зоны обороны, а также для соединений и частей армии, которая с 26 апреля была переименована в 1-ю Резервную армию.

 

Летом 1942 года обстановка на советско-германском фронте оставалась тяжелой и тревожной. Принимались решительные меры для укрепления Вооруженных Сил. К числу важных государственных мероприятий по повышению обороноспособности страны относится создание крупных войсковых резервов для фронта, в числе которых была 9-я  резервная  армия. Её основу составляли 10 стрелковых бригад, выведенных из состава  Ленинградского и Северо-Западного фронта, а также 200 маршевых рот. Вскоре на базе стрелковых бригад были сформированы стрелковые дивизии (на территории Ивановской, Владимирской, Горьковской областей).

 

В состав 9-й резервной армии был включен 817-й ОАТБ. Пока шло формирование и сколачивание соединений и частей, обстановка на фронте резко обострилась. Впереди была Сталинградская битва.

 

В помощь Сталинградскому фронту была направлена 9-я резервная армия, переименованная 27 августа 1942 года в 24-ю армию (4-е формирование).

 

25 августа 1942 года армия начала погрузку в железнодорожные эшелоны. В конце августа Полевое управление армии и армейские части (в их числе и 817-й ОАТБ) выгрузились на разрушенных полустанках в районе станции Фролово ‑ 180 км северо-западнее СТАЛИНГРАДА. Ставка включила в состав 24-й армии вновь отформированные стрелковые дивизии. Среди них была и сформированная в Омске 308-я стрелковая дивизия.

 

4 сентября 1942 года передовые дивизии 24-й армии вышли в соприкосновение с противником и начали занимать исходное положение в районе КОТЛУБАНЬ, САМОФАЛОВКА.

 

В середине дня 5 сентября началось наступление. 5 сентября 1942 года для батальона также считается датой его вхождения в Действующую армию, т.е. участие в боевых действиях.

 

Условия подвоза материальных средств в период Сталинградской битвы были крайне тяжелыми. Грузы доставлялись в условиях ведения войсками армии боевых действий. Непрерывно менялся состав армии. За сентябрь месяц в ней побывало 17 стрелковых дивизий и 7 танковых бригад. Боеприпасы соединениям армии доставлялись двумя сменами водителей. При этом автомобили работали на износ, до 20 часов в сутки, вывозя обратными рейсами раненых.

 

Из наградного документа на шофера ефрейтора Поварова Якова Николаевича

 

     «… За 70 рабочих дней с 4.09.1942 года по 10.02.1943 года было перевезено груза 729 тонн, и 656 чел. раненых бойцов и офицеров.  За это же время сделано 19527 км, среднесуточный пробег в боевые дни достигал до 300 км, сэкономлено бензина 92 кг. Его автомашина ГАЗ-АА была принята из народного хозяйства по 3-й категории, прошла 20000 км без среднего ремонта и, благодаря его внимательному уходу за ней, она им 15 февраля 1943 года передана другому водителю с запасом хода до капитального ремонта 15000 км…».

С октября 1942 года 24-я армия, уже в составе Донского фронта готовится к масштабной операции, получившей название «Уран». Батальон в составе армии готовится участвовать в окружении и уничтожении группировки немцев в Малой Излучине Дона.

 

Теперь уже в тяжелых зимних условиях личный состав батальона участвует в контрнаступлении Донского фронта, окружении и уничтожении 330-ти тысячной армии фельдмаршала Паульса.

 

Из наградного  документа на шофера автомашины красноармейца Севрюкова Василия Семеновича

 

«… При обороне Сталинграда на своей автомашине подвез сотни тонн боеприпасов дивизиям армии, неоднократно подвергался бомбежке и обстрелу, выполняя задания точно и в срок  …».

Из наградного документа  на шофера красноармейца Чуласова Георгия Ермолаевича

 

«… При выполнении задания по подвозу боеприпасов войскам армии на станции Котлубань в составе эшелона 13 автомашин был подвергнут налету вражеской авиации, но благодаря инициативе т. Чуласова машины своевременно рассредоточили, что дало возможность сохранить боеприпасы и материальную часть автомашин.

Подвозя боеприпасы передовым частям, был подвергнут обстрелу из минометов противника у хутора Грачи Сталинградской области, но благодаря его самоотверженности, боеприпасы были доставлены частям …».

22 декабря 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Сталинграда». Но только 3 ноября 1943 года личному составу батальона эти медали были вручены.

 

В феврале 1943 года 24-я армия вышла из состава Донского фронта, сосредоточилась в районе  станции Калачинской. Отсюда в составе войск армии 817-й ОАТБ  передислоцируется в район Воронежа. Здесь он пополняется личным составом и техникой, в том числе трофейной, готовится к новым боям. Командиром батальона был назначен майор Демьянов Георгий Фёдорович.

5 мая 1943 года 24-я армия была  преобразована в 4-ю гвардейскую армию.

В составе этой армии батальон воевал до Победы.

 

С августа 1943 года батальон в составе 4-й гвардейской армии (4-я ГА) на Воронежском фронте участвует в Курской битве, в Белгородско-Харьковской наступательной операции, битве за Днепр.

 

Батальон был приписан к Полевому армейскому артиллерийскому складу № 3151 (ПААС-3151).

 

Здесь он получал  боеприпасы и доставлял их в действующие соединения и части армии.

 

Следует отметить, что автомобильные войска в годы войны входили в тыловые подразделения. Отсюда и вывод, что воины-автомобилисты редко награждались государственными наградами, да и среди наград преобладала медаль «За боевые заслуги».

 

Нами найден ряд наградных документов за 1943 год. Вот некоторые из них:
 

Дальнейший боевой путь батальон в составе 4-й ударной армии в 1944 году – это участие в освобождении Украины (Кировоградская, Корсунь-Шевченковская, Уманско-Ботощанская операции).

 

В августе 1944 года батальон участвует в Ясско-Кишиневской операции, в освобождении Молдавии. В конце августа 1944 года переправляется через реку Прут, где участвует в ликвидации окруженных войск противника на её западном берегу на территории Румынии.

 

 

Из наградного документа  на командира роты старшего лейтенанта Юрени Семена Владимировича

 

     «… Справился с серьезной задачей по освоению  13 различных марок трофейных автомобилей (БМВ, Мерседес, Опель, Виллис, Студебекер, Додж, Форд, Шевроле и др.) …».

 

Многие водители батальона были награждены знаком «Отличный шофер».

 

С ноября 1944 года 4-я гвардейская армия включена в состав 3-го Белорусского фронта. Впереди были форсирование Дуная, Будапештская и Венская операции.

 

Как воевали воины-автомобилисты в этих сражениях расскажут нижеперечисленные документы.

Из наградного документа на командира 3-й роты капитана Дальниковского Василия Никитовича

 

     «… За время подготовки войск к наступлению и создания необходимых запасов.  Автоколонна тов. Дальниковского вывезла свыше 1000 тонн горюче-смазочных материалов и 286 вагонов боеприпасов. В результате настойчивой и кропотливой работы приказ начальника тыла был выполнен в срок…».

Из наградного документа на сержанта Меньшунова Ивана Иосифовича

 

     «… Во время уничтожения Будапештской группировки противника и форсирования Дуная своей колонной в составе 5-ти машин подвозил для действующих частей армии боеприпасы, ГСМ и все необходимое. Его колонна досрочно выполняла все боевые задания и всегда была готова к выполнению следующего задания. Машины никогда не имели простоя…».

Из наградного документа на командира взвода техника- лейтенанта Пьянова Александра Ивановича

 

     «… Во время форсирования реки Дунай был переправлен со своими машинами одним из первых и в период форсирования Дуная, работая на правом берегу, его эшелон вывез за 18 дней 180 вагонов боеприпасов. Будучи переброшен на левый берег для подвоза боеприпасов ‑ эшелон л-та Пьянова за 20 дней перевез 150 вагонов боеприпасов и 18 вагонов других грузов. 19.01.1945 года при выполнении задания командования л-т Пьянов получил тяжелое ранение и скончался…».

 

Начавшаяся 29 октября 1944 года Будапештская операция завершилась  13 февраля 1945 года взятием столицы Венгрии г. Будапешта.

 

В феврале 1945 года командиром батальона был назначен подполковник Хренов Петр Георгиевич.

 

 

16 марта 1945 года началась Венская наступательная операция. Но этому предшествовала большая подготовка войск, в которой участвовал батальон. Днем и ночью колонны автомобилистов доставляли в войска армии боеприпасы, ГСМ, имущество, инструменты, различные материалы. Обеспечение войск всем необходимым осуществлялось и в ходе наступательной операции.

 

13 апреля 1945 года советские войска овладели столицей Австрии ‑ Веной.

 

 

За ратные подвиги личного состава в ходе Будапештской и Венской наступательных операций батальон был награжден орденом Красной Звезды.

 

 

После освобождения Вены личный состав батальона в составе 4-й гвардейской армии участвует в преследовании и уничтожении остатков немецких войск на территории Австрии до середины мая 1945 года.

 

Из наградного документа на командира отделения старшего сержанта Котова Семена Ивановича

 

     «… В период преследования и пленения разрозненных войск врага 8-9 мая тов. Котов своей колонной досрочно доставил пехоту к назначенному месту. 10 мая 1945 г. вывел и доставил в батальон два студобекера (трофеи)…».

 

 

31 мая 1945 года за образцовые выполнения боевых заданий многие военнослужащие были награждены орденами и медалями.