На основании Постановления СНК СССР от 5 ноября 1940 года о создании 47 учебных эскадрилий ГВФ и Постановления коллегии Главного управления ГВФ «О подготовке лётных кадров» от 10 декабря 1940 года в начале 1941 года в Исилькуле была сформирована 111-я учебная авиаэскадрилья.
В эскадрилью направлялись юноши призывного возраста с соответствующим уровнем технических знаний. Задача эскадрильи - обучить курсантов пилотированию на учебном самолёте и дать общие знания по авиационной технике, теории авиации. Срок обучения первоначально планировался 4 месяца. Преподаватели и инструкторы подбирались из числа опытных лётчиков. Первоначальная подготовка предусматривала в дальнейшем обучение в авиационных училищах.
Материальная часть - самолёты У-2 (с 1944г.- ПО-2), самые простые и надежные для отработки техники пилотирования.
Налёт на каждого курсанта планировался 30 часов. Набор курсантов начался весной 1941 года. Набор проводился добровольно, через военкоматы.
Эскадприлья состояла из 2-х отрядов. Каждый отряд был разделён на три звена, которые в свою очередь состояли из трёх лётных групп по 10-12 курсантов. Таким образом в эскадрильи насчитывалось до 216 курсантов.
Первоначально курсанты проходили теоретическую подготовку, затем осваивали самолёты на аэродроме под руководством инструктора. Пройдя эти этапы обучения курсант допускался к полету совместно с инструктором. Затем - к самостоятельным вылетам. На свободное место инструктора для балансировки укладывался груз.
Уже на второй день войны СНК СССР утвердил «Положение о работе Гражданского Воздушного Флота в военное время», а его Главное управление перешло в оперативное подчинение Наркомата обороны. А с мая 1942 года ГУ ГВФ подчинено командованию ВВС КА.
В 1943 году со значительным ростом выпуска самолётов необходима была и качественная подготовка лётчиков, увеличение их численности для полного укомплектования авиационных частей.
Приказом начальника Главного управления Гражданского Воздушного Флота № 634 от 2 марта 1943 года на базе эскадрильи создаётся 111-я Исилькульская авиационная школа пилотов первоначального обучения. В её состав влились 74-я Шадринская эскадрилья, а также часть лётного состава 71-й Янаульской авиаэскадрильи (Уральское управление ГВФ, войсковая часть 30139).
Исилькульская школа пилотов первоначального обучения ГВФ по приказу НКО с апреля 1943 года приступила к подготовке пилотов для ВВС РККА. Для комплектования школы из частей и школ ВВС Сибирского военного округа было направлено 502 человека офицерского, сержантского и курсантского состава. К 1 сентября 1943 года школой было подготовлено 100 пилотов и готовились к выпуску в сентябре ещё 100 человек.
Срок обучения в школе составлял 3 месяца. По выпуску курсантам присваивали звание «сержант». Несмотря на слабую материально- техническую базу, школа каждые 3 месяца выпускала до 300 пилотов, получивших первоначальные навыки выполнения боевых задач на самолётах У-2 и ПО-2. Одновременно школа переучивала авиатехников, механиков, стрелков, радистов, присылаемых с фронта, на лётчиков по ускоренной 40-часовой программе на этих самолётах.
Выпускники школы проходили службу в транспортной авиации ГВФ, доставляли различные грузы: боеприпасы, снаряжение, горючее, продовольствие в воинские части, партизанские отряды, эвакуировали раненых.
В ходе наступления Красной Армии авиаполки ГВФ доставляли на захваченные плацдармы войскам всё необходимое, включая и материалы для наведения переправ. Осуществляли переправу технического состава и имущество полков воздушных армий при их перебазировании с одного аэродрома на другой.
С предельным напряжением трудились в годы войны авиаторы санитарных авиаэскадрилий ГВФ. Кроме повседневной работы по эвакуации раненых из медсанбатов, они перевозили раненых из прифронтовых госпиталей в тыл страны.
Кроме транспортировки грузов, эвакуации раненых, выполнения разведывательных полётов, экипажи наносили по врагу и бомбовые удары. При полётах в тыл врага, наряду соружием, боеприпасами и другими средствами ведения борьбы, самолёты авиаполков ГВФ доставляли центральные газеты, брошюры, листовки.
За успешное выполнение боевых заданий, мужество, храбрость, отвагу и героизм лётного и технического состава были преобразованы в гвардейские 4 отдельных авиаполка, одна отделная авиаэскадрилья и одна авиадивизия ГВФ. Двенадцати частям были присвоены почётные наименования, семь полков и две дивизии награждены боевыми орденами. Многие выпускники школы также были удостоены высоких государственных наград.
Выпускники 111-й Исилькульской школы пилотов первоначального обучения с честью выполнили свой долг перед Отечеством, внесли свой неоценимый вклад в Победу, в историю Гражданского Воздушного Флота СССР.
9 мая 1980 года во Внуково был открыт мемориальный комплекс памяти летчиков Гражданской авиации, погибших во время Великой Отечественной войны.
В октябре 1945 года школа была перебазирована в г. Сасово (Рязанская область).
В 1947 году школа стала именоваться «Сасовское лётное училище Гражданской авиации».
В 1949 году училищу было присвоено имя Героя Советского Союза Тарана Григория Алексеевича.
В экспозиции использованы документы из фонда «Исилькульский историко-краеведческий музей» (директор - Н.Н. Коробовцева).