1-я Кенигсбергская ордена Александра Невского железнодорожная бригада

 
1-я Кенигсбергская ордена Александра Невского
железнодорожная бригада

 

 

 

С 1945 года по 1975 год в  Омске базировалась 1-я Кёнигсбергская ордена Александра Невского железнодорожная бригада.

 

Бригада была сформирована 29 марта 1932 года в Хабаровске в соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 14 января 1932 года и входила в состав Особого корпуса железнодорожных войск. После формирования соединение приступило к строительству и реконструкции железнодорожных линий Уссурийской и Забайкальской железных дорог оборонно-стратегического назначения в пограничных районах Дальнего Востока.

 

Состав бригады

  • 64-й, 65-й, 67-й, 76-й, 86-й отдельные
  • восстановительные (до 1943 г. строительно-путевые)
  • железнодорожные батальоны
  • 32-й отдельный мостовой железнодорожный батальон;
  • 1-й отдельный батальон восстановления
  • железнодорожной связи;
  • 6-й отдельный батальон механизации железнодорожных работ;
  • 41-я отдельная эксплуатационная железнодорожная рота.

 

В марте 1941 года 1-я бригада в составе корпуса была направлена в район Киева для усиления действующих и строительства новых железнодорожных линий.

Командиром бригады был майор Чернышев.

 

С первого дня войны входит в состав Юго-Западного фронта проводит заграждение и техническое прикрытие железных дорог. Части бригады нередко вели оборонительные бои с войсками противника. Вместе с войсками бригада была вынуждена отступать. Отступая, воины бригады обороняли пути, переезды, мосты. В критические моменты взрывали их.

 

9 октября 1941 года героический подвиг совершил командир отделения 76-го отдельного -путевого железнодорожного батальона сержант  Мирошниченко Виктор Петрович.

 

В ноябре 1941 года Особый  корпус железнодорожных войск,   том числе бригада, входит в состав  Западного фронта, участвует в битве под Москвой.

 

С наступлением советских войск части бригады начали восстанавливать участки железнодорожного пути на территории, освобожденной от противника.

Пути восстанавливали из подорванных рельсов. Недостающие рельсы доставляли на волокушах. Несмотря на огромные трудности, работали по 12-14 часов в сутки.

Постановлением ГКО № 1095 от 3 января 1942 года железнодорожные войска были подчинены Наркомату путей сообщения.

 

В июле 1941 года 1-й железнодорожной бригадой стал командовать подполковник А.С. Дугин. В этот период части восстанавливали разрушенные пути и мосты в верховьях Волги. Когда фронт стабилизировался, по инициативе сибиряков в бригаде развернулось снайперское движение. Были организованы группы снайперов и их учеба, составлялись пары снайперов для стрельбы из ружей.

 

 

 

Бригада несла и потери среди личного состава.

Фамилия:   Набродов
Имя:   Георгий
Отчество:   Владимирович
Дата рождения: 1919
Место рождения: Ивановская область г. Гороховец, д. Городище
Дата и место призыва: Клинский РВК, Московская обл., Клинский район
Последнее место службы: 1 бр. ж.д. войск
Воинское звание: сержант
Причина выбытия: убит  
Дата выбытия: 25.01.1943
Первичное место захоронения: Смоленская обл., Сухиничский р-н,
Охотновский с/с,  д. Охотное, площадь около церкви
Название источника: ЦАМО
Номер фонда источника информации: 58
Номер описи источника информации: 18001
Номер дела источника информации: 279
 
«Надо улучшить работу железнодорожного транспорта, ускорить восстановление путей,  станций, мостов и напрячь все силы, чтобы не отставать от наступающих войск

                                           (Из печати 1942 год)

 

В феврале 1943 года в ходе наступления советских войск Ржев в сложных условиях паводка, вызванного взрывом , был досрочно возведен железнодорожный мост через р. Жижала. Бойцы, снятыми ранее вражескими минами, взорвали ледовый затор, вручную, не дожидаясь тракторов, отбуксировали 16-метровые рамы опоры моста к месту установки. На третий день упорных работ мост был сооружен.

 

3 марта 1943 года войсками 30-й армии Западного фронта был освобождён . Здесь бригада восстанавливает мост через Волгу. После освобождения  марта города Вязьма сюда прибыла техническая  разведка бригады. Необходимо было восстанавливать узел пяти направлений и в первую очередь  на Смоленск. После восстановления станции Вязьма, идя за наступающими войсками, был восстановлен путь от станции Думиничи до станции Березовская.

                                                                 

 Этим знаком были награждены многие воины бригады.                                                                      

                                                                                    

Осенью 1943 года бригада перебрасывается на восстановление узла Смоленск, освобожденного 25 сентября. Самоотверженный восстановителей позволил уже  7 октября принять на станции Смоленск первый поезд. Бойцами 32-го отдельного мостового  батальона  были  восстановлены мосты, имеющие стратегическое значение,  через Днепр у Смоленска и  через Западную Двину.

 

5 ноября 1943 года за особые заслуги в деле обеспечения  перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановление железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного  Совета СССР  двум военнослужащим бригады присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 

 

Быстрое продвижение войск требовало высоких темпов восстановления железнодорожных линий. В 1944 году, обеспечивая войска 3-го Белорусского фронта, воины - железнодорожники преодолели исключительно большие  трудности при обеспечении операций наступающих войск в Белоруссии. В полосе фронта было разрушено 550 км главных путей, 227 км путей было демонтировано противником и увезено, подорвано 227 мостов и труб. Средний темп восстановления путей составлял 15-17 км в сутки. Следуя за наступающими частями Красной Армии, воины-железнодорожники трудились самоотверженно и проделали большую работу по восстановлению стальных коммуникаций.

 

На заключительном этапе войны бригада участвует в Восточно - Прусской операции. Основным направлением восстановительных работ было направление  Шталлупенен - Инстербург - Кенингсберг.

Пути восстанавливались на западно - европейскую колею.

Рельсы здесь были уложены на металлических шпалах. На перешивку 1 км пути требовалось времени в 8-10 раз больше, чем на перешивку 1 км, уложенного на деревянных шпалах. Активная организаторская работа командиров, энтузиазм, инициатива, находчивость рядовых восстановителей бригады решили исход дела.

Сотни бойцов стали выполнять нормы выработки на 200% и более. 

 

В начале марта 1945 года бойцам-железнодорожникам 76-го восстановительного батальона пришлось под артиллерийским огнём врага сооружать 10-километровую ветку от станции Гутенфельд. Она нужна была выдвижения на огневые позиции морских железнодорожных батарей, которые своим мощным огнём взламывали крепостные укрепления Кенингсберга.

                                               

После взятия крепости железнодорожники постарались как можно быстрее пропустить в город поезда. И они своего добились.  Первый поезд пришёл в Кенингсберг на третий день после овладение им. К концу апреля все железнодорожные коммуникации 3-го Белорусского фронта были восстановлены.

17 мая 1945 года приказом Верховного Главнокомандующего за участие в наступлении и овладении городом и крепостью Кенингсберг бригада была удостоена почётного наименования  «Кенингсбергская».

 

28 мая 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР образцовое выполнение  заданий командования в боях с немецко-фашистскими  захватчиками, участие в овладении г. Пиллау (ныне - Балтийск)  и проявленное при этом доблесть и мужество соединение награждено орденом Александра Невского.

                          

За время войны части соединения восстановили 2932 км  железнодорожного пути, 45 станций, 179 больших и средних мостов.  1935 военнослужащих было орденами и медалями.

Летом 1945 года из Восточной Пруссии бригада передислоцируется в г. Омск для выполнения заданий по развитию и строительству железных дорог Урала и Сибири.

 

В начале 50-х годов в должности заместителя командира бригады проходил службу в Омске Герой Социалистического Труда  полковник Шеин Петр Максимович.

 

В 1975 году бригада убыла на строительство Байкало-Амурской  магистрали.

 

 1986 года базируется в г. Новоалтайске (Алтайский край).