21 июля 1941 года состоялось отражение первого массированного воздушного налета Люфтваффе на Москву

С началом Великой Отечественной войны германское командование вынашивало планы разрушения столицы СССР, в том числе путем бомбардировок с воздуха. С захватом немецко-фашистским войсками большей части Белоруссии и Прибалтики у противника появилась возможность приступить к планированию воздушных налетов на Москву.

В утвержденной фюрером директиве № 33 от 19 июля «О дальнейшем ведении войны на Востоке» ставилась задача «по возможности быстрее начать силами 2-го воздушного флота, временно усиленного бомбардировочной авиацией с Запада, воздушные налеты на Москву». Здесь же говорилось, что ее бомбардировка должна стать «возмездием за налеты русской авиации на Бухарест и Хельсинки».

В свою очередь были приняты ответные меры по усилению системы противовоздушной обороны советской столицы. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) № 77сс от 9 июля 1941 г. на обороне Москвы задействовались: 602 истребителя, 796 зенитных орудия среднего калибра (85-мм и 76-мм), 248 зенитных орудий 37-мм калибра, более 330 зенитных пулеметов, 918 зенитных прожекторов, 124 аэростатов заграждения и 6 радиолокационных станций обнаружения воздушных целей. Они объединялись в составе 1-го корпуса ПВО и 6-го истребительного авиакорпуса (иак).

В целом организация противовоздушной обороны Москвы по своей надежности превосходила аналогичные системы столиц других государств Европы, в том числе Германии и Англии.

В соответствии с оперативной сводкой № 01 штаба 6-го авиакорпуса от 22 июля, в налете на Москву участвовало до 150 самолетов типа Ju-88, Do-215 и Do-217 [3] (в приказе Наркома обороны фигурирует иная цифра — более 200 самолетов).

Воздушный налет продолжался в течение пяти часов с 22 час 25 мин до 3 час 25 мин и с трех направлений: северо-западного, западного и юго-западного. Он осуществлялся четырьмя эшелонами с интервалами 30 – 40 минут на высоте 2 – 3 км вдоль шоссе и железных дорог. На подступах к Москве отдельные группы самолетов меняли курс и пытались проникнуть к городу с разных направлений.

Действиями истребительной авиации боевой порядок противника в воздухе был расстроен, что помешало прицельному бомбометанию. Всего по вражеским бомбардировщикам было выпущено 16 тыс. снарядов среднего и 13 тыс. малого калибра, а также 130 тыс. пулеметных патронов.

По данным Главного управления Местной противовоздушной обороны (ГУ МПВО) НКВД СССР, в результате воздушного налета на столицу немецкими летчиками было сброшено 5083 авиабомбы (123 фугасные и 4960 зажигательные), причинившие определенный ущерб объектам города.

Общие потери среди местных жителей составили 103 убитых, получили ранение 662 человека. В городе возникли 1166 очагов пожаров, причем 36 раз случались возгорания на военных объектах, а 8 – на железнодорожном транспорте.

Сгорело четыре небольших предприятия, а 46 пострадали от огня; склады и трамвайная станция в Ленинградском районе, склад стройматериалов Мосстроя, гараж Горздравстроя и 13 жилых домов, а 15 домов рухнули после прямых попаданий фугасных авиабомб.

По сообщению советского командования, в ходе отражения первого массирования налета люфтваффе на Москву было сбито 22 самолета врага (из них 12 — на счету истребителей).

До 15 августа войска ПВО отразили 18 крупных ночных бомбардировочных налетов на советскую столицу.

http://mil.ru/winner_may/history/more.htm?id=12098030@cmsArticle